50-летие
специальности
«Автоматизированные
системы управления»

Очерки о специальности

Оглавление:


«Не каждый академик может похвастаться такой школой, как Евгений Иосифович Попов» —
первый аспирант-кибернетик, впоследствии кандидат и доктор технических наук Г.П. Хамитов.

«Сила и значительность Евгения Иосифовича заключается в том, что его мысли и идеи
становились нашими исподволь и ненавязчиво. Свой бесценный опыт и знания он старался
реализовывать и успешно реализовывал через своих учеников»
— кандидат технических наук В.Г. Кирий.

Учитель с большой буквы,
«отец кибернетики» в национальном
исследовательском техническом университете —

Евгений Иосифович Попов.

фотография: Евгений Иосифович Попов

Краткая биографическая справка

Евгений Иосифович родился в г. Макеевка Донецкой области. Окончил Ленинградский горный институт в 1954 году, там же через 6 лет защитил кандидатскую диссертацию.

В 1957 году был направлен в Иркутский горно-металлургический институт (позже Иркутский политехнический институт, Иркутский государственный технический университет, Иркутский национальный исследовательский технический университет), где и работал с января 1958 года по 2009 год.

В 1962 году Попову Е. И присвоено ученое звание доцента, в 1992 году ученое звание профессора. В 1993 он году избран членом-корреспондентом, а в 1995 году — действительным членом Международной академии информатизации, с 1993 по 1999 г. — вице-президент Иркутского регионального отделения Международной академии информатизации. В 1995 году Евгений Иосифович избран действительным членом Международной академии науки и практики организации производства (МАОП) и членом ее президиума и в этом же году — председателем Бюро Иркутского регионального отделения МАОП. В 2001 году Президиум МАОП избирает Е.И. Попова своим полномочным представителем по Сибири и Дальнему Востоку.

Умер Евгений Иосифович в августе 2009 года.

Грани творческой личности

Евгений Иосифович Попов был человек эрудированный, интеллигентный, разносторонне образованный, мудрый, доброжелательный, беспредельно уважающий коллег, студентов, собеседников, требовательный, но добрый, видящий в каждом своеобразие, индивидуальность, потенциальные способности и самые лучшие человеческие качества. Он безгранично доверял людям, прощал им непонимание и неверие, критику и осуждение. Всеми, кто с ним общался, Попов Е. И. запомнился как удивительный человек, настоящий ученый, величайший гуманист, педагог, дающий не просто знания, а пробуждающий интерес к самому процессу познания.

Как человек творческий он постоянно находился в процессе создания чего-либо нового. Очень сложный, порой парадоксальный, всегда избегающий однообразия и рутины, порою недоступный для понимания, но всегда доступный для общения.

Попова нужно было знать долго. Его идеи и проекты на ранней стадии многими часто воспринимались как мечты и фантазии, Но проходило лет 10 и они становились понятными, логичными и общепринятыми.

Сегодня в почете узкая специализация, он же, напротив, любил и умел сочетать знания из различных сфер, синтезировать новые идеи, был большим популяризатором типизации и унификации.

Как человек с большим творческим потенциалом никогда не придерживался стандартного, общепринятого распорядка дня. Его «стандартом» была работа круглые сутки (от и после).

Всегда находясь в кругу людей и в гуще события, по сути, он был ученым-одиночкой. Проблемы, трудности и преграды в работе становились для него катализатором для создания (генерации) новых идей, принятия нестандартных решений, а не поводом для сокрушений.

Можно сказать, что Попов был ненасытно любознателен и всю жизнь сохранял интерес первооткрывателя.

Помимо плановой научно-исследовательской и учебной работы, Попов постоянно работал над новыми направлениями, до поры до времени, что называется «в стол», имея для этого свою внутреннюю мотивацию, руководствуясь внутренним желанием и побуждением, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Эта его работа в конечном итоге помогала ему, его коллегам и ученикам выйти за пределы привычного видения научных и учебных проблем.

Общение с коллегами, аспирантами, студентами, передача им знаний
и опыта — призвание профессора Е.И. Попова, которому он отдавался с
любовью и большой ответственностью, пользуясь при этом взаимностью
и благодарностью его учеников.

Основные направления научной, педагогической
и научно-практической деятельности

Условно можно выделить два основных направления деятельности Попова Е. И.

1. Разработка методов оценки точности изображения сложных топографических поверхностей по ограниченному числу данных (1952-1965 гг.) и развитие теории информации применительно к задачам геометризации и разведки полезных ископаемых (1960-1965 гг.). Итогом этого периода являются широко известные работы по геометризации месторождений угольных, слюдяных, золоторудных и других месторождений полезных ископаемых.
Его идеи и полученные результаты в этой области актуальны и сегодня. Они нашли широкое отражение в учебниках, в частности, широко известном третьем (1962 г.) и четвертом (1974 г.) издании учебника «Горная геометрия» проф. И.Н. Ушакова, учебных пособиях для студентов горных и геологических специальностей «Маркшейдерское дело», «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых», включены в учебные планы подготовки специалистов по этим специальностям, используются и развиваются в многочисленных кандидатских и докторских диссертациях.

2. С 1963 года педагогическая и научная работа Попова Е.И. сосредоточена в области проблем кибернетики, им создана научная школа в области теоретических и практических проблем организации производственных систем и управления ими.

фотография: курирование

«Постоянно чувствуешь, что знаешь меньше, чем следовало бы» —
профессор Е.И. Попов.


Несколько слов от выпускника АСУ-72-2. Натоцинская Ирина Иосифовна

Почти 20 лет работы в родном Политехе в ОНИЛ АСУП, АСУ ВУЗ, ОСОиУ, затем в НПП ВЕДЫ обследовала, проектировала и внедряла АСУП на предприятиях Минэлектротехпрома, и подразделениях вуза; разрабатывала генеральные схемы экономики, организации и управления производственными системами для предприятий и организаций различных отраслей.

Шесть лет перестройки работала на ОАО «Кедр» в отделе экономики и планирования занималась аналитической деятельностью. Шесть лет отдала госслужбе в Управление ФНС России по Иркутской области и УОБАО, где занималась организацией работ по модернизации налоговых органов региона, включая совершенствование структуры организации и управления, внедрением современных информационных технологий. Последующие 7 лет работала в НПФ "Форус", ООО"Виста" , ЗАО "Статегические бизнес системы" в проектах SAP по корпоративным финансам.

Выпуск АСУ-72-2

Всю жизнь работаю по специальности, полученной в Alma Mater, и исповедую системный подход и принципы командной работы. Объездила половину Советского Союза и четверть мира.

Главной удачей в жизни считаю многолетнюю работу и общение с Евгением Иосифовичем Поповым в созданном им коллективе.

Основной особенностью обучения на кафедре была совместная практическая работа преподавателей и студентов в общих больших проектах. Так преподаватели обогащали теорию практическим опытом, а студенты применяли знания в реальных проектах, воспринимали изучаемые предметы в комплексе, как единую систему методов, применяемых на всех этапах проектирования и внедрения систем, получали навыки работы в коллективе общения с заказчиками и видели результаты»

Мои однокурсники освоили огромную территорию от Сахалина до Питера, от Забайкалья и Алтая до Подмосковья, от Израиля до Скандинавии. Ребята нашего потока АСУ-72, благодаря глубоким и разнообразным знаниям, владением методологией системного подхода и навыкам практической коллективной и самостоятельной работы, полученным за годы учебы, заняты сопровождение и эксплуатацией вычислительной техники и информационных систем, программированием и проектированием, организацией и управлением в сфере производства и строительства, связи и энергетики, образования, правоохранительной, страховой и банковской деятельности.

Вот так спустя много лет выглядят наши выращенные и воспитанные кафедрой Т-образные личности.

30 лет после выпуска

АСУ-72: 30 лет спустя

35 лет после выпуска

АСУ-72: 35 лет спустя

40 лет после выпуска

АСУ-72: 40 лет спустя

Натоцинская Ирина
АСУ-72-2


Правдивые истории из студенческой жизни. Гутгарц Римма Давыдовна

История 1: Как мы сдавали черчение.

В 1 семестре у нас была дисциплина под названием «Черчение» и по ней был дифференцированный зачет. Мы с моей подружкой Статей Звейнек ничего в нем не понимали, но зачет-то все равно сдавать надо. Поэтому мы кое-как что-то там «изобразили». Но, видимо, совсем не то, что требовалось. Преподаватель говорит Стасе: «Что же мне с Вами делать? Ну, ладно. Нарисуйте болтик». Стася что-то опять «изобразила». Преподаватель опять спрашивает: «А что Это такое? (имея в виду шайбу). Стася ей отвечает: «Шапочка». Преподаватель («хватаясь за голову» и понимая, что большего от нее не добиться), говорит: «Идите отсюда. Ставлю Вам тройку».

История 2: Про Гумара Павловича Хамитова

У него была привычка, прежде чем стирать с доски, складывать ровненько тряпку. У нас была лекция в Б-амфитеатре. Стол там огромный, а Гумар – невысокого роста. Стоял он за столом. А тряпка почему-то была очень большая. И в тот момент, когда он ее стряхнул, его сфотографировала Света Мурзина. И получилась весьма «прикольная» фотография. На фоне доски две руки и огромная тряпка. Больше ничего. Самое интересное, что эту фотографию Гумару подарили, и он воспринял это весьма адекватно. Он вообще был человеком с юмором.

Однажды на лекции по моделированию систем он заставил нас писать стихотворения на тему «Модели». Я, конечно, подробности своего «творения» не помню, но помню начало: «Ах, модели, вы, модели, до чего ж вы надоели…». Гумару мой стих очень понравился, и он его потом зачитывал перед всеми.

История 3: Про надписи

В корпусе «Г» на первом этаже была аудитория, в которой все стены и парты были исписаны словами, оканчивающимися на «…тор» (трактор, реактор, ректор, корректор и т.д.). Мы тоже, приходя в эту аудиторию, «дописывали» недостающие слова.

В одной из аудиторий на стене была такая надпись «Ты перед сном читал конспект Гумара? Не знаешь, кто такой Гумар? Студент – ты жизни не видал».

История 4: Про Наталью Ивановну Петрову

Электронную технику у нас преподавала Наталья Ивановна Петрова. Одно время она с мужем жила где-то в Африке (по-моему, в Конго), он работал летчиком. И она рассказывала, что там в магазинах продаются грибы в банках, причем шляпки – отдельно, и ножки – отдельно. Во времена тотального дефицита продуктов это казалось какой-то сказкой

История 5: Про любовь

Практику по ТОЭ (теоретические основы электротехники) вел Александр Петрович Степанов. Он был совсем молоденький и хорошенький…. В нашей группе было 13 девочек и 12 мальчиков. Когда делили на подруппы, то почти все девушки были в одной. И все тайно были влюблены в этого преподавателя, а он тогда уже был женат. И однажды мы написали на доске: «Парней так много холостых, а я люблю женатого…». Он, когда увидел, зарделся, как девушка. Но с нами совладать было нелегко. Мы у него на практике вязали, болтали и пр., т.е. всячески пытались обратить на себя его внимание. Причем все без исключения. Но безрезультатно…

История 6: Как я поступала в политех на АСУ

Очень хорошо помню свою историю поступления в политех. В школе по всем предметам я училась хорошо, но естественные и гуманитарные дисциплины меня не привлекали, предпочтение отдавалось математическим наукам. Посещала школьный факультатив по математике, и в 9-м классе приезжала по воскресеньям в Иркутск (жила в то время в Ангарске) на семинар для школьников в госуниверситете. Таким образом, вопрос, какую сферу деятельности выбрать для будущей специальности, принципиально был решен еще до окончания школы. Однако университет был мною отвергнут по причине нежелания быть учителем. Оставался политех. В пользу этого вуза было еще и то обстоятельство, что там училась на машиностроительном факультете моя двоюродная сестра. И я решила идти по ее стопам, особенно не задумываясь о последствиях. Родители предоставили мне полную свободу выбора, и не оказывали на меня ни малейшего давления.

В тот день, когда я подала документы на машиностроительный факультет, при выходе из института увидела на стене объявление. Оно было написано от руки на одинарном тетрадном листе в клетку. Объявление гласило, что на энергетическом факультете открывается новая специальность АСУ. Почему-то до этого момента специальность МЭИ, родственная АСУ, меня не заинтересовала, а при виде объявления внутренний голос подсказывал, что я должна выбрать именно эту новую специальность. В названии специальности «Автоматизированные системы управления» было что-то неведомое, заманчивое и, как мне показалось, очень близкое к моим любимым школьным предметам. В те времена не было ни рекламы, ни профориентации, и многие важные вопросы приходилось решать самостоятельно, полагаясь в определенной степени на интуицию и подсознание.

Я вернулась домой и рассказала о своих сомнениях родителям. Они меня внимательно выслушали и сказали, что решать я должна сама. И я приняла, как это не банально звучит, судьбоносное для себя решение. На следующий день, приехав в политех, я забрала документы с машиностроительного факультета и в буквальном смысле переложила их на энергетический. Приемная комиссия размещалась на площади перед актовым залом, и по иронии судьбы столы двух факультетов стояли рядом. Мужчина, который регистрировал мои документы, спросил: «Конкурса не боитесь?». Я ответила, что нет. А конкурс был большой и жесткий. Надо было сдать 4 экзамена (математика – письменно и устно, физика – устно и русский язык – сочинение), причем сочинение достаточно было написать на положительную оценку, поскольку этот экзамен не был профилирующим. Проходной балл подсчитывался по результатам остальных экзаменов и составлял 15 баллов, хотя на наш курс попали и несколько человек с 14 баллами. В конкурсе на новую специальность участвовали медалисты, выпускники математических школ № 11 из Иркутска и № 10 из Ангарска. К подготовке к вступительным экзаменам я отнеслась очень серьезно, да и судьба в тот год была ко мне благосклонна. Мне, например, приснился экзаменационный билет по физике. Когда я его действительно вытянула, то была поражена. Все профилирующие экзамены я сдала на «отлично» и была зачислена на первый курс. С той минуты ни разу не пожалела о своем выборе. Бесконечно благодарна всем преподавателям, у которых училась (Г.П. Межовой, А.Г. Горохову, В.Г. Кирию, М.В. Копачевской, Э.В. Громодзинской, Э.И. Табаковой, Н.И. Петровой, Г.П. Хамитову, Н.Н. Егоровой, Л.А. Егоровой, С.С. Сосинской, С.С. Ованесяну, Л.М. Михно, И.В. Замятину и другим).

Очень горжусь тем, что закончила политех и в настоящее время имею счастливую возможность преподавать в родном вузе для студентов специальности, которую сама закончила.

Римма Давыдовна Гутгарц,
АСУ-71-1

Поделиться своими воспоминаниями о студенческих годах
можно на нашей странице отзывов